10 лет

Телефоны по вопросам приема документов и конкурса: 8 (7172) 76 90 82; 76 90 84; 24 93 85; 24 93 86.

egov new

АО «Центр международных программ»

Ержан Сыргалиев: К новым горизонтам знаний – вместе с «Болашак»

В начале марта начался прием документов на участие в конкурсе по программе «Болашак». Пожалуй, одним из главных испытаний на заключительном этапе претенденты назовут прохождение Независимой экспертной комиссии (НЭК). Вместе с тем, и для членов НЭК отбор самых достойных студентов является делом нелегким, и более того — ответственным. Об этом в интервью нашему журналу «Болашак» рассказал кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Лаборатории интеллектуальных систем и энергоэффективности NURIS Ержан СЫРГАЛИЕВ.

- Ержан Омирханович, в отличие от других членов Независимой экспертной комиссии (далее — НЭК), представленных руководителями и чиновниками различного ранга,  Вы являетесь представителем сообщества казахстанских ученых, и в этом смысле, наверное, Вы «самый независимый» член НЭК. Почему Вы выбрали профессию ученого, и поделитесь наиболее важными на ваш взгляд, этапами Вашей биографии?

- Выбор профессии ученого, наверное, был предопределен с моего рождения. Я родился в 1964 году в Караганде в семье горного инженера-механика. В 1977 году, когда я учился в 6 классе, мой отец защитил диссертацию в Московском горном институте, и ему была присуждена степень кандидата технических наук. Мне повезло быть на этой защите, и меня глубоко впечатлила атмосфера поиска истины и технического творчества, в которой живут ученые. Креативность и неординарность отца и его друзей-ученых, для которых тернистый и захватывающий путь ученого был смыслом их жизни, значительно повлияли на мою судьбу и последующий выбор профессии ученого. В 1986 году,  закончив Казахский Государственный университет им. С. М. Кирова по специальности «Физика», как молодой специалист был направлен инженером в Жамбылский технологический институт легкой и пищевой промышленности. Первый экспериментальный опыт исследователя я приобрел на стажировке в 1988 году в Институте физики полупроводников Сибирского отделения АН СССР (г. Новосибирск). Основные навыки и умения, которые позволили мне сформироваться как физику- экспериментатору, я получил в 1989–1991 году, выполняя научную  работу в Физико-техническом институте им. А. Иоффе АН СССР (г. Ленинград, ныне Санкт-Петербург). По результатам исследований в области лазерной люминесцентной спектроскопии белковых биополимеров, мне была присуждена ученая степень кандидата физико-математических наук. Основные результаты научных исследований были представлены на различных Международных конференциях во Франции, Германии, Великобритании, США. Вся моя последующая научная жизнь до настоящего времени была связана с прикладной физикой и применением физических методов исследований в химии, биологии,  материаловедении и промышленности. За время научной деятельности мной опубликовано более 50 научных работ, и я являюсь автором 8 изобретений.  Также мне была присуждена стипендия по программе  International Visitor Leadership Program (2009 г.), спонсируемая Государственным департаментом США, которая позволила мне посетить ряд ведущих университетов и научных лабораторий США.  В разные годы я работал заведующим лабораторией  физико-химических методов анализа, заведующим кафедрой физики, деканом естественно-научного факультета, заместителем генерального директора научного центра, ученым секретарем. В данное время я работаю старшим научным сотрудником лаборатории интеллектуальных систем и энергоэффективности Nazarbayev University Research and Innovation System. При этом с гордостью отмечу, что у нас самый большой контингент выпускников президентской программы «Болашак» (около 200 человек), закончивших ведущие западные университеты по программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры, и для меня истинное удовольствие работать вместе с замечательной плеядой молодых талантливых ученых. Считаю приятным долгом отметить, что постараюсь оправдать большую честь быть членом Независимой экспертной комиссии по отбору претендентов для присуждения Международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак».

- Вы ранее уже  являлись членом Независимой экспертной комиссии в 2008–2010 годы. Как Вы считаете, чем было обусловлено решение вновь включить Вас в состав НЭК в 2013 году?

- Да, действительно, в указанные Вами три года я был членом НЭК. Тогда я работал заместителем Генерального директора Национального центра биотехнологии и по ведомственной подчиненности нашего предприятия  был членом НЭК от Комитета науки Министерства образования и науки РК. Как я понимаю, периодическая ротация членов НЭК — это обычная практика Министерства образования и науки РК. Спустя три года меня вновь ввели в состав НЭК, но уже как представителя  Nazarbayev University Research and Innovation System. Я думаю, что на принятие данного решения повлияла возможность использования опыта членов  НЭК прошлых лет. Индивидуальное собеседование с претендентами Международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», как самыми передовыми и эрудированными членами нашего общества, взаимно обогащает знаниями и самих членов НЭК. Образно говоря, члены НЭК становятся своеобразными преемниками и носителями знаний всех предыдущих претендентов,  а также выразителями коллегиального мнения и обсуждений предыдущих составов НЭК. Кроме этого, на выбор в отношении меня, возможно, сыграло и то обстоятельство, что три последних года в Центре энергетических исследований Nazarbayev University Research and Innovation System я являлся Председателем комиссии по присуждению стипендии компании BG для обучения в Университетах Великобритании по программам магистратуры.

 -Учитывая Ваш большой педагогический опыт работы в вузе, можете ли Вы коротко сравнить общий уровень претендентов стипендии «Болашак»  в 2008–2010 годы,  и претендентов прошедшего 2013 года, и какие у вас есть предложения в этой связи?

-В прошлом, работая в вузе, в частности, заведующим кафедрой физики в Жамбылском технологическом институте легкой и пищевой промышленности, деканом естественно-научного факультета Таразского Государственного университета, я на общественных началах неоднократно был Председателем областного тура Республиканской олимпиады по физике и Национальных соревнований научных проектов среди школьников. В связи с этим, мне повезло в жизни иметь возможность и удовольствие общаться и беседовать с самыми продвинутыми, эрудированными и креативными школьниками, участниками олимпиад и соревнований. Главной отличительной особенностью претендентов на стипендию «Болашак» в 2008–2010 годы было то, что основной контингент претендентов был представлен лучшими выпускниками школ (в том числе РФМШ, КТЛ, школ из системы «Дарын» и др.), победителями олимпиад различного уровня, которые главным образом претендовали на присуждение стипендии «Болашак» по программам бакалавриата. Высокий интеллектуальный потенциал, эрудиция, смекалка и находчивость претендентов тех лет порой поражали мое воображение. Они явно демонстрировали то, что они лучшие представители Республики Казахстан, способные достойно представлять свою страну в лучших университетах мира. Что касается претендентов на стипендию «Болашак» в 2013 году, то следует констатировать, что было много претендентов среднего возраста и более старшего поколения, в основном претендующих на прохождение стажировок. К сожалению, несмотря на большой практический профессиональный опыт ряда претендентов, ничуть не умаляя их достоинства, отмечу более слабый их уровень знаний английского языка в сравнении с претендентами прошлых лет. Конечно, следует учитывать возрастные особенности человека, исключительно связанные с физиологией развития и старения организма, и естественным снижением умственных способностей индивидуума с возрастом осваивать новые знания. Выражу свое личное мнение о том, что претенденты последнего года уступали также по эрудиции и смышлености претендентам прошлых лет. Это выражалось  в слабом знании Конституции РК, истории Казахстана, знаний по специальным дисциплинам, незнание которых я могу по-человечески понять — прошло много времени после окончания вуза, в практической деятельности претендентов эти знания порой не используются. Вместе с тем, меня поражало то обстоятельство, что когда формулировались наводящие вопросы к основному вопросу, на который претендент не мог сразу ответить, не возникало никакой ответной реакции, которую ранее  имели смекалистые и находчивые выпускники школ, сообразительно быстро реагирующие  правильным и креативным ответом. Конечно,  в 2013 году было много претендентов по программам магистратуры, которые показали свои неординарные профессиональные знания, навыки и способности, позволяющие им успешно обучаться в лучших университетах мира. Считаю необходимым отметить, что в случае отбора претендентов для обучения и освоению новых знаний в стремительно прогрессирующем мире высоких технологий, когда знания полученные сегодня, уже завтра устаревают, все-таки молодость и задор берет вверх над практикой и опытом. Поэтому было бы правильным с точки зрения целесообразности инвестиций в формирование интеллектуальной нации новой формации, основную задачу которой выполняют Президентская программа «Болашак» и «Назарбаев Университет», по отдельным инженерным и научным специальностям в будущем восстановить обучение одаренных выпускников школ по программам бакалавриата. Это связано с тем,  что по программам бакалавриата в «Назарбаев Университет» принимают ежегодно  500 человек, а количество достойных и талантливых выпускников школ, претендующих на эти места в несколько раз превышает это количество. Также наша страна для реализации новой программы индустриально-инновационного развития  испытывает большую потребность в квалифицированных кадрах международного уровня по ряду инженерных специальностей, по которым «Назарбаев Университет» подготовку не ведет.

- Как Вы оцениваете формат, содержание и процедуру индивидуального собеседования претендентов с членами НЭК, которые, как мне известно, в настоящее время не претерпели существенных изменений, в сравнении с прошлым периодом Вашего участия в НЭК?

-Считаю важным особо отметить о нововведении, касающегося изменения места проведения собеседования претендентов с членами НЭК в здании АО «Центр международных программ».  С пониманием относясь к  необходимости соблюдения правил пропускной системы для внешних посетителей «Дома министерств», новое руководство АО «Центр международных программ»,  учитывая фактор дополнительной стрессовой нагрузки для претендентов (в том числе, когда полицейский сверяет индивидуальные данные удостоверения личности с представленным списком и др.), устранило этот небольшой  психологический барьер для претендента. Учитывая непростые погодные условия в Астане зимой, длительное ожидание своей очереди перед подъездом «Дома министерств» для претендента являлось не менее суровым испытанием. Что касается формата и содержания собеседования претендента с членами НЭК, то он, как Вы правильно заметили, остался таким же, как и раньше. Как известно,  претенденту задаются вопросы по Конституции РК, истории Казахстана,  общеобразовательным знаниям и профессиональной подготовке. Также претендент в своем коротком выступлении должен обосновать свой выбор специальности, страны обучения и выбранного университета. По моему мнению, настало время изменить содержание собеседования претендентов с членами НЭК. Знания Конституции РК, истории Казахстана и оценка уровня общеобразовательной подготовки будет правильным включить в программу отдельного этапа тестирования, после прохождения этапа тестирования на знания государственного языка, иностранного языка, логического невербального теста и психологического теста, которое установлено в действующей системе по отбору претендентов.  Соответственно, количество претендентов на индивидуальном собеседовании было бы значительно меньше, и позволило бы увеличить для членов НЭК время проведения собеседования для проверки уровня профессиональной подготовки и оценки целесообразности обучения претендентов за рубежом.  Считаю, что при этом, качество отбора претендентов на этапе индивидуального собеседования с членами НЭК значительно улучшиться.

- В предыдущих ответах Вы указали, что в 2013 году была большая доля претендентов на прохождении стажировок. Как Вы оцениваете представленные претендентами программы стажировки претендентов на присуждении Президентской стипендии «Болашак»?

-В период моего предыдущего участия в НЭК в 2008–2010 годах, для претендентов «Болашак» была установлена только научная стажировка, которая предусматривала  проведение учеными НИИ и  преподавателями вузов исследований на базе ведущих западных лабораторий и университетов, список которых утверждался Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом. Как правило, во время прохождения научной стажировки, ученый проводил часть своих исследований на базе зарубежного партнера с использованием уникального оборудования, доступ к которому по объективным причинам в Казахстане отсутствовал.  Фактически научная стажировка представляла собой  индивидуальную программу работы ученого в зарубежной лаборатории, по результатам совместных исследованиях которых опубликовывались научные статьи в зарубежных изданиях с высоким импакт-фактором. То есть, в рамках Президентской программы «Болашак» реализовывалась международные программы совместных исследований отечественных и зарубежных исследователей. Когда я пришел на заседание НЭК в 2013 году, то обнаружил, что были введены изменения, и научная стажировка была расширена до стажировок с возможностями для ее прохождения не только научными и педагогическими кадрами, но и инженерно-техническими и медицинскими работниками. В целом, поддерживая расширение программы стажировок, я бы хотел отметить отдельные недоработки новой системы стажировок. Начну с того, что термин стажировка четко не регламентирован в действующих законодательных и подзаконных нормативно-правовых актах в области образования и науки, и это позволяет неправильно интерпретировать понятие стажировка, как претендентам, так и зарубежными организациями, организующими стажировки. При собеседовании с претендентами в 2013 году было выявлено много претендентов, для которых малоизвестными зарубежными организациями организовывались стажировки. Анализ содержания программ стажировок показал, что они часто представляют собой групповые программы профессиональных тренингов, содержание которых было абсолютно идентичным, независимо от профессиональной компетенции претендентов из разных организаций Казахстана. Часто претенденты на прохождение стажировки не могли пояснить профессиональной необходимости конкретной стажировки для него лично, и для организации, которая его посылает. Учитывая, что порой стоимость некоторых стажировок сопоставима со стоимостью академических  программ магистратуры, необходимо подумать о целесообразности залогового обеспечения таких стажировок. Понятно, что этот сложный вопрос является очень сложным и требует всестороннего анализа и обсуждения на самом высоком уровне.

- Вы отметили снижение уровня языковой подготовки претендентов по сравнению с прошлым периодом. Как Вы считаете, связано ли это с уменьшением порога уровня знания иностранного языка для претендентов, и является ли целесообразным увеличение времени прохождения языковых курсов для обладателей стипендии «Болашак»?

-К сожалению, при участии в заседании НЭК в 2013 году я заметил, что требования по языковой подготовке для претендентов по сравнению с 2008–2010 годами были значительно снижены. То есть, требования по уровню подготовки всех претендентов были снижены до требований знания языка, предусмотренных ранее для выпускников сельских школ. Выражу свое личное мнение о том, что если претендент самостоятельно не довел до подачи документов для участия в конкурсе стипендии «Болашак» свой уровень иностранного языка до минимального общеобразовательного уровня, требуемого для поступления в зарубежный университет, то такой претендент не имеет морального права стать «болашакером». Считаю, что увеличение срока прохождения языковой подготовки для лиц, которым присуждена стипендия «Болашак», является нецелесообразным. «Болашакер», это человек, который в том числе и заботиться о том, чтобы рационально расходовались деньги налогоплательщиков нашей страны, и это его гражданская обязанность освоить самостоятельно до необходимого уровня знаний языка обучения. Альтернативным вариантом языковой подготовки претендентов стипендии «Болашак» является организация обучения иностранному языку на базе «Назарбаев Университет», что значительно снижает общие расходы государства на реализацию программы «Болашак».

- Ваши пожелания, практические советы  и напутствия претендентам нынешнего года? Какие уроки им, возможно, необходимо извлечь из ошибок своих предшественников, и наоборот, какие навыки следует использовать для того, чтобы из категории претендентов перейти в обладатели Стипендии?

-Безусловно, собеседование претендентов с членами НЭК — это заключительный и наиболее ответственный этап отбора претендентов, после которого личные дела претендентов отправляются на рассмотрение Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом, где принимается окончательное решение. Поясняю для претендентов, что члены НЭК это разные люди со своим индивидуальным пониманием и личной интерпретацией целесообразности программы «Болашак». Каждый член НЭК, исходя из своего жизненного опыта и профессиональных знаний, умений и навыков оценивает каждого претендента по утвержденным критериям и ставит личную оценку в индивидуальном листе оценки претендента. Основная задача претендента убедить членов НЭК в том, что как лучший представитель своего народа, он сможет достойно представлять свою страну за рубежом как обладатель высокого доверия, и деньги налогоплательщиков будут целесообразно инвестированы в его знания. Разнообразные вопросы, задаваемые членам НЭК, перечень которых четко не регламентирован, ставят одну основную цель, выявить, действительно ли претендент на присуждение Президентской стипендии «Болашак» — это неординарная и уникальная личность с необходимым уровнем интеллектуального, нравственного и культурного  развития и высокой профессиональной компетенции. Я бы хотел обратить внимание претендентов на то, что члены НЭК внимательно изучают личные дела претендентов, где родился и жил, учился и работал. Часто претенденты  не знают биографии известных исторических личностей Казахстана, имя которого присвоено улице на которой живет претендент, школе и университете, который он закончил, или известных представителей региона, который представляет претендент. Я бы посоветовал всем претендентам очень внимательно изучить и хорошо знать биографию Лидера Нации, Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева, создателя уникальной в мировой практике Международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак». Иногда встречались государственные служащие, обязанные по роду своей профессиональной деятельности использовать научные труды Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. Но, к сожалению, порой они не знали даже названий книг, написанных Н. А. Назарбаевым в разные годы независимого Казахстана, связанных с различными этапами становления современной казахской государственности. Когда некоторые претенденты, когда им говорили рассказать на английском языке о своей стране и ее достижениях в современном мире, культуре и традициях народа Казахстан, и они не могли выразить элементарным языком простые и известные факты из истории своей Родины, это вызывало недоумение и естественные сомнения у членов НЭК. В заключение, напомню одну из древних фраз, которую как-то процитировал наш Глава государства Н. А. Назарбаев – дорогу осилит идущий. Упорно грызите гранит знаний, открывайте для себя новые горизонты возможностей, упорно совершенствуйте свои умения и навыки,  верьте в себя и свои силы, и ваша настойчивость и стремление помогут достичь высокого звания — обладателя Международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак».

FaLang translation system by Faboba