10 лет

Телефоны по вопросам приема документов и конкурса: 8 (7172) 76 90 82; 76 90 84; 24 93 85; 24 93 86.

egov new

АО «Центр международных программ»

Жанат Ташимов: Неигровое кино: от истоков к современности

Какие первые документальные фильмы были сняты в Казахстане? Каковы основные этапы его разивтия и какие перспективы у данного вида искусства. Своими размышлениями на тему неигрового кино с нашим журналом поделился киновед, магистр искусствоведения, видеорежиссер театра «Астана-Опера» Жанат Ташимов.

Для справки: В Казахстане первый документальный фильм был снят в 1925  году в Кызылорде – «Пятилетка Казахстана» и « V Съезд Советов Казахской ССР». Автором этих двух фильмов был студент Московского Государственного техникума кинематографии Яков Толчан. В 1929 году были сняты видовые хроникальные фильмы-очерки «Алма-Ата и ее окрестности», «Прибытие первого поезда в Алма-Ату», «Турксиб», «На джайляу», «Школы ликбеза», «Кооперация в аулах», «Кзыл аскер».

На сегодняшний день Государственная программа «Болашак» является одной из престижных проектов в подготовке молодых специалистов в ведущих вузах мира. На современном этапе большое внимание уделяется и на подготовку кадров в области кино, театра, телевидения и СМИ. Что касается киноискусства, то  за это время наши стипендиаты завершили свои обучения в таких ведущих киношколах как Всероссийский университет кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК) – Анар Жунусова, Бекболат Шекеров, Алмас Абдиков, Нургельды Садыгулов и др., Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве – Александр Баканов и Екатерина Суворова, в Лос-Анджелесе  студии «Universal» — Бахыт Аупбаев, Фахрат Шарипов и другие, в Американском  университете «Соlumbia college Chicagо –Ахат Ибраев и т. д. Данные выпускники продолжают свою творческую деятельность в сферах кино и телевидения, преподают в творческих вузах страны.

Несмотря на то, что молодые кинематографисты Казахстана (среди которых есть и не стипендиаты «Болашака») становятся не только участниками престижных Международных кинофестивалей, но и их призерами. Картина молодого  кинорежиссера Эмир Байгазина  «Уроки гармонии», получила «Серебряного медведя» за операторскую работу на Берлинале −2013,  фильм Адильхана Ержанова «Хозяева», был показан в внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля и получила высокие отзывы критиков. Несомненно, радуют успехи наших кинематографистов, работающих в игровом кино.

На мой взгляд, сегодня остро стоит проблема с неигровым кино республики. Давно канули в лету работы наших режиссеров – документалистов старшего поколения Ораза Абишева, Эмира Файка, Юрия Пискунова, Орала Жунусова, Сергея Азимова, Серика Райбаева, Асии Сулеевой и многих других кинематографистов старшего поколения.

Документальное кино, как отдельный вид киноискусства всегда занимало одно из главных мест в кинопроцессе, поскольку именно документалистика является образом времени, его экранным воплощением. Каждый раз, когда мы пересматриваем документальные ленты прошлых лет, мы с первых же кадров узнаем отображенную на экране ту или иную эпоху.

Отечественный документальный кинематограф свое бурное развитие начинает в послевоенные годы. Как известно в годы Великой отечественной в Алма-Ате был создан ЦОКС (Центральное объединение киностудий), основу которого составили киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм». Созданная в последствии Алма — Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов начала самостоятельное производство художественных и документальных кинолент. Тематика первых пяти лет послевоенного времени мало чем отличались друг от друга: восстановление народного хозяйства, возвращение участников войны с полей сражения, рассказы о героях войны и т. д.

С целью повышения качества В Казахстане, фильмов в казахстанскую кинодраматургию приходят крупные казахские писатели, поэты, драматурги  – Мухтар  Ауэзов, Габит Мусрепов, Габиден Мустафин, Абдильда Тажибаев.

К концу 40-х и началу 50-х годов в Советском Союзе наступает переломный момент не только в искусстве кинематографии, но и в литературе, театре, живописи. Высказывается критика партийных руководителей о «бесконфликтности» произведений, «тенденции лакировки жизни», призывая творческую интеллигенцию к «правдивому изображению жизни…, во всей ее сложности и борьбе против односторонности, схематизма, и показу человека в единстве его трудовой, общественной и личной жизни» [1]. В эти годы в документальном кинематографе страны проявляется индивидуальный почерк режиссера Ораза Абишева. В 1955 году на экраны выходит фильм Ораза Абишева «Оркестр имени Курмангазы»  (авт. сц. В. Раппопорт, опер. С. Шарипов). Фильм очень интересна режиссерской трактовкой:  это не  рассказ об оркестре и не фильм концерт, хоть они и имеют место быть в контексте самой  картины. Авторы  знакомят зрителя домброй, главным инструментом казахов, основой оркестра которого он является. Но «все течет, все меняется», не исключением стала и домбра; появились разновидности домбр – шертер, бас домбра, которые придают особое звучание оркестру. Удачным решением фильма является монтаж под звучащий с экрана кюй Курмангазы  «Сарыарка». На мажорной и быстрой по ритму, как степной ветер музыке мы видим всадника, скачущего на перегонки с ветром, бескрайние степи Сарыарки и не тронутую природу. Фрагмент по восприятию напоминает ранние фильмы С. Эйзенштейна – «Стачку» и «Октябрь». Хотя тематика двух картин совершенно противоположны друг другу – классовая борьба  у Эйзенштейна, мирная и поэтичная у Ораза Абишева. Но объединяет их одно – метод короткого монтажа.

Таким образом, документальный кинематограф в переломные годы страны, обретая новую тематику, сделал значительный шаг вперед. В  творческих поисках, режиссеры находят новые киноприемы и  художественные  решения. Снимавшиеся в это время картины постепенно освобождались от скованности, статичности, грубоватых инсценировок. Но вместе с тем, некоторые недостатки -  как сглаженность событий, объективизм так и оставались в ряде произведений 50-х и начала 60-х годов.

Тема героического подвига народа в Великой Отечественной войне всегда волновала деятелей литературы и искусства. В 60-е годы новыми художественными решениями военной темы в кинематографе способствовали широкая публикация документов, исследовательские работы историков, художников, писателей, рассказы и воспоминания самих участников войны. Меняется эстетика картин; режиссеры находят новые художественные разработки тем – появляются фильмы о войне  раскрытые в лирико – поэтическом  ключе.

В 1970 году в Казахстане  на экраны выходит документальная лента «Алия» (авт. сц. С. Аскаров, реж. Ю. Пискунов, опер. О. Караваев), о легендарной героине казахского народа Герое Советского Союза Алие Молдагуловой. Лейтмотивом картины являются письма Алии из фронта к родной тете Сапуре. Они как бы составляют хронологию последних дней героини,  и безусловно то, какой была она простой романтичной, тоскующей по родине и родным девушке. Поэтическая картина родных степей с ее цветами, пасущихся на них лошадями меняется резкими сменами кадров; мирное – на военное. Бегут дети – бегут в атаку солдаты, дети запускают конструкторы самолетов – в кадре атакующие с неба самолеты, дети кидают мяч – солдат кидает гранату. Весь эпизод сопровождается нарастающей и тревожной музыкой. О таком методе монтажа в своих трудах писали когда-то новаторы кино – С. Зйзенштейн в «Монтаже аттракционов», и  Л. Кулешов  о  столкновениях двух кадров (1+1=3). Такое ассоциативное решение ленты заставляет зрителя не только смотреть фильм, но и думать. В фильме практически нет дикторского текста,  Драматургия ленты построена на эмоциональных рассказах очевидцев и близких людей А. Молдагуловой. «Алия» — фильм, исполненный на высокохудожественном уровне. Авторы использовали большое  количество творческих методов, которые сделали картину одной из лучших в документальном кинематографе республики.  Нужно отметить, что режиссура документального кинематографа 60-70-х годов в своем развитии находит новые системы образных средств. Появляются новые киноприемы и способы построения сюжетных композиций.

Обретение независимости Республики Казахстан сыграло важную роль в изменении массового сознания, возрождении национальных традиций, восстановлении исторической памяти. В литературе и искусстве затрагиваются темы, которые пресекались цензурой: о голоде 30-годов, репрессиях,  закрытии семипалатинского полигона, декабрьских событиях 1986 года и т. д. В документальном кинематографе появляются ленты «Жанааркра» (авт. сц. и реж. Е. Абдрахманов, опер. Н. Раисов), «Арал – судьба моя» (авт. сц. и реж. Г. Емельяноа, опер. С. Махмутов), «Хроника необъявленной демонтсрации» (авт. сц. А. Байгожина, Н. Чанкова, опер. С. Энголи, Д. Ахтанов) и другие. Героями  лент казахстанских документалистов становятся акыны-импровизаторы, расстрелянные в годы политических репрессии поэты и писатели, хан Кенесары и другие.  Глубже стали изучаться судьбы экранных героев – многие факты, о чем раньше было недозволенно говорить с экранов, выносятся на широкую публику.

«Акан серы» — одна из первых картин, вышедшая в первые годы независимости. (1993г.,  авт. сц. С. Жунусов, реж.О. Жунусов, опер. Л. Кузьминский), снятый к 150-летию акына-песенника.  Картина наполнена лирикой и поэтикой. Авторам фильма вполне удалось раскрыть образ акына, широко охватив жизненный путь – от юношества до последних дней жизни. Режиссер дополняет картину постановочными сценами, с участием актеров и массовки. Такой художественный прием помогает зрителям почувствовать атмосферу времени, когда жил акын. Гармонично вплелись в ткань фильма и снятые театрализованные действа, поставленные в дни празднования 150-тилетия поэта, рассказывающие о разных этапах жизни  Акана серы. Хоть он и был баловнем и любимцем своего народа, но его жизнь не могла обойти и трагические события. В сцене гибели любимого скакуна Кулагера, за кадром звучит песня-плач «Кулагер», Сыгранная актером трагическая сцена чередуется  кадрами-метафорами: высохшего дерева, колючими проволоками, руинами домов, памятником Акану серы и его коню. Застывшая на скаку скульптура снята в разных ракурсах и планах, и, на интонационно трагических нотах песни, за счет монтажа названных кадров достигается эмоциональная выразительность эпизода. Несомненно, успех картины заключен и в операторской работе. Особенно удачны так называемые «режимные» съемки – на рассвете или закате, для которого требуются четко замеренные экспозиции света, успеть вовремя снять «уходящую натуру».

В 2003 году на экраны выходят две документальные ленты молодого режиссера Ж. Жетируова «Кенесары» (авт. сц. Ж. Жетируов, Д. Рамазан, реж. Ж. Жетируов, опер. Б. Трошев, Т. Тайшанов, комп. К. Шильдебаев) и  «Махамбет» (авт. сц. и  реж.,Ж. Жетируов, опер.- пост. А. Кирюхин, опер. М. Бекенов, комп. К. Шильдебаев).  Режиссер берется за сложные темы: во — первых исследовать жизни Кенесары Касымова и Махамбета стало возможным только  после обретения Независимости, во-вторых, многие архивные материалы находятся в России, что затруднял процесс сбора материалов и информаций. Режиссер реализует замысел картины «Кенесары» с помощью актера в кадре или можно сказать статиста, который изучает архивные материалы в городах Санкт-Петербурге, Омске и в Кыргызстане. Такой метод, как изучение старинных архивных писем, соприкосновение  рук с артефактами, дает ощущение сопричастности нынешнего поколения к истории, Еще одной особенностью фильма является постановочные «реконструкции» событий – конница с сарбазами, показанные силуэтом на среднем и общем планах, медленным наплывом переходящих на картины и старинные фотографий. Если в «Кенесары» режиссер использует реконструкции событий осторожно, словно наброски художника, то в следующей картине «Махамбет» (2003 г., авт. сц. и  реж.,Ж. Жетируов, опер.- пост. А. Кирюхин, опер. М. Бекенов, комп. К. Шильдебаев), смело внедряет участие профессиональных актеров – в кадре актеры разыгрывают события и эпизоды, происходивших в ХІХ веке. Надо отметить, что режиссер Ж. Жетируов нашел свою стилистику в документальном кино, узнается почерк художника, его тяга к поэтичности в реализации  замыслов, передача душевных состояний героев своих картин через природу.

В данной статье вкратце рассказаны основные периоды развития  документального кинематографа страны. К великому сожалению в последние годы ощущается резкий спад производства неигрового кино. Молодых кинематографистов больше привлекает игровое кино, телесериалы, изготовление видеоклипов и рекламных роликов и т. д. Но несмотря на это хочется отметить, что среди молодых режиссеров, есть единицы, снимающие документальные видеофильмы – это Екатерина Суворова, (фильмы «Лишняя крепость», 2007, «Ж», 2008, «Завтра море» 2012 и др.) призер многих кинофестивалей, Нургельды Садыгулов, («Мир Исабекова», 2013, серии документальных драм «Абай», 2013). «Находясь далеко от Родины, в тоске по ней, начинаешь в  «другом ракурсе» рассматривать  историю своей земли, своих предков и на происходящее новые преобразования в стране»,— говорит один из стипендиатов «Болашака». Уверен, что Президентская стипендия «Болашак», является альтернативой решения проблемы, сложившейся на сегодняшний день  в национальном кинематографе. Кому, если не болашаковцам, находясь далеко за пределами своей страны, на себе ощутивших тоску по Родине не писать новейшую историческую  кинолетопись своей страны. Хочется верить, что к неигровому кино Казахстана будут больше уделять внимания, ведь мы живем в очень интересное время, в эпоху великих перемен.

FaLang translation system by Faboba