Главная > BOLASHAQNEWS > ЖАННА ИЗТЛЕУОВА: «РОЛЬ И ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОМ ПЕРЕВОДЧЕСКОМ ДЕЛЕ»

Опубликовано:

ЖАННА ИЗТЛЕУОВА: «РОЛЬ И ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОМ ПЕРЕВОДЧЕСКОМ ДЕЛЕ»

Жанна Изтилеуова - молодой учёный, преподаватель Кызылординского университета имени Коркыт ата, магистр гуманитарных наук, прошедшая стажировку в Великобритании в рамках проекта «500 учёных». Изучает зарубежный опыт и внедряет новые методы в образовательный процесс.

- Какие результаты принес обмен опытом в рамках проекта «500 ученых»? На какую тему вы провели исследование?

За 3 месяца стажировки в Университет Уорик Великобритании я не только занималась исследованиями в научном направлении, но и знакомилась с особенностями академического образовательного процесса. Этот визит позволил получить опыт как в научной, так и в академической сфере. Мы освоили технологию преподавания английского языка в высшем учебном заведении, обучая студентов иностранному языку методами EMI, STEM и CLIL. Поскольку я обучаю будущих переводчиков в университете, я замечаю, что они часто используют инструменты электронного перевода текста и приложения искусственного интеллекта, такие как ChatGPT, во время занятий. Поэтому мое первое зарубежное исследование было связано с правильным использованием переводческих устройств во время практики. «Вера» в искусственный интеллект при переводе снижает критическое мышление студента, приводит к его неспособности в полной мере выразить свое мнение, к невозможности художественного перевода на литературном языке. В ходе этого проекта мы рассмотрели способы поиска эквивалентов слов, передачи идей, соответствующих смыслу текста, помимо точного перевода. Второе мое исследование было посвящено многоязычию. То есть в этом направлении я изучила принципы и методы, которым должен следовать преподаватель. В рамках стажировки научная работа была высоко оценена профессорами и получила хорошие оценки. Эта поездка открыла возможность в достаточной степени ознакомиться с научной базой зарубежного учебного заведения, воспользоваться литературой в библиотеке. Профессора, самое главное, потребовали, чтобы «исследования проводились по европейскому стандарту». Потому что для того, чтобы опубликовать статью в высокорейтинговом журнале, написанный вами материал должен соответствовать европейскому стандарту. Хотя наша страна включена в Болонский процесс - советская система все еще имеет влияние. Поэтому советы профессоров по выбору и написанию темы были очень полезны. Я заметила, что мы уделяем приоритетное внимание темам инновационных методов и модернизации. А за границей, наоборот, уделяют внимание простым темам и проводят исследования в небольших преподаваемых ими классах. Научные проекты настолько актуальны, просты и реальны. Поскольку вы сами сталкиваетесь с подобными ситуациями во время преподавания, вы можете обсудить свои научные исследования, сказав: «У меня был похожий опыт». Вместо того, чтобы брать на себя ответственность за исследование незнакомых тем, кажется, лучше изучить ситуацию, возникающую в ежедневном процессе обучения, и рассмотреть эффективные технологии обучения. Мне понравились незамысловатые, простые и честные научные исследования британцев.

фото 1.jpg

- Почему ваш выбор пал на Великобританию? В чем особенность системы науки в этой стране?

2-3 года назад я мечтала поступить в шотландский Ууниверситет Глазго и даже наладила контакты с преподавателями. Однако график программы мне не подошел и я отправилась в Англию. Университет Уорика имеет высокие рейтинги во всем мире. Среди них кафедра «Прикладная лингвистика», на которой я училась, славится сильными профессорами и передовыми исследовательскими работами.


- Некоторые ученые говорят, что время стажировки в рамках проекта слишком мало, что отрицательно сказывается на результативности работы. Как вы считаете?

Наличие достаточного количества времени зависит и от выбранной отрасли. Потому что есть ученые, которые прошли стажировку в течение 1 года. Мы обменялись опытом за 3 месяца, так как это гуманитарная сфера. А для ученых-естествоиспытателей, которые экспериментируют в лаборатории, ожидая результатов в течение нескольких месяцев, могут потребоваться годы.

фото 2.jpg

- В 2022 году вы выиграли грант ректора университета для молодых ученых. Расскажите о проекте «Разработка словаря психолого-педагогических терминов на трех языках для учителей начальной, средней и старшей школы», представленном в этом конкурсе...

Да, этот проект был одним из лучших на конкурсе. Правда, до сих пор в нашей стране не существовало словаря психолого-педагогических терминов для использования в образовательном процессе. Я был первым, кто разработал коллекцию на трех языках. Несомненно, данная работа будет большим подспорьем учителям иностранного языка. Моя диссертационная работа и направление исследований связаны с многоязычием. Мигранты и иностранные студенты часто приезжают в европейские страны, поэтому они адаптируются к многоязычной системе. Поэтому у меня есть цель, чтобы наши ученики выучили несколько языков, когда достигнут уровня, на котором они смогут выбирать язык обучения в ходе урока.


- Сейчас язык у детей выходит поздно. «Просмотр мультфильмов на трех языках в Интернете способствует задержке речи детей и спутанности системы мышления», — говорят специалисты. Как профессионал, скажите мне, когда детям лучше всего изучать английский язык?

Многие говорят, что обучение ребенка иностранному языку с раннего возраста приводит к «немоте». Однако владение несколькими языками с детства приводит к развитию интеллекта и памяти. В детстве родители должны установить с ребенком крепкую связь и не допускать, чтобы он видел бессмысленные вещи по телефону и получал информацию с неизвестных сайтов. Верно, также и то, что использование Интернета без присмотра может оказать негативное влияние на психику ребенка. Раньше в детском саду говорили, что с 1 класса нужно учить английский язык, а сейчас ученики осваивают иностранный только с 3 класса. Преподавание «Азбуки», «родного языка» в 1-2 классах, обучение другим языкам после 3 класса – очень разумное решение.


- Спасибо за интервью!

Беседовала Айдана ЖУМАДИНОВА

газета «Ақмешіт жастары»
https://aqmeshit-zhastary.kz/suhbat/zhanna-iztilewova-ueshtildi-psihologijalyq-pedagogikalyq-terminder-zhinaghyn-alghashqy-bolyp-zhasadym-75822/